Активный отдых, альпинизм, экстрим, клуба Тропа.

Горні масиви

Європа
Океанія
Південна Америка
Твій шанс потрапити на початок сайту та обрати собі тур до душі.

СІМ ВЕРШИН
Сходження на Еверест з Тропою;
Сходження на Ельбрус с Тропой
Восхождение на пик Пирамида Карстенз (4884м). Индонезия.
Восхождение на Аконкагуа - 6962 м.
Восхождение на высшую точку Северной Америки Мак-Кинли (6194м)
Восхождение на Килиманджаро с Тропой
Восхождение на Пик Винсон (4897м)

Copyright c2001
Arttropa web-design

Грузия. Гудаури. Казбек.

«Попсовый» Казбек.      Татьяна Нужный

День 3

Здесь вам не равнины,
Здесь климат иной….
В.Высоцкий

За завтраком Резо выделил на палатку по небольшой бутылочки «чачи» на восхождение и каждому по «грузинскому сникерсу» - «чурчхеле» (не знаю, правильно ли пишу название, с грузинскими словами у меня сложности). «Чурчхела» представляет собой грецкие орехи, залитые виноградным соком с сахаром и мукой. Эта смесь, называемая татара, потом застывает и образует своеобразные сосульки. У нас на рынке тоже продается подобный продукт, но, поверьте, вкус совершенно разный. Когда мы пытались отказаться от «чачи», Резо настоял: «Пригодится». У меня вдруг перед глазами промелькнула сцена из любимого фильма «Вертикаль», когда группа перед восхождением гостевала в грузинской семье: «Чуть-чуть всегда можно и нужно». Уж очень много было аналогий.

тунели от снега
Фото перед стартом.
Склон Саберце
Очень не легки.. наши рюкзаки

Загрузив вещи в два «буса», мы двинулись по нашему вчерашнему маршруту на Крестовый перевал и дальше в точку старта восхождения – г. Казбеги, ныне переименованный в Степанцминду. Я ехал снова в машине Резо вместе с Ирой, Андреем, Юрой и Катей. Проезжая через туннели, Юра несколько раз просил остановить машину, чтобы сфотографировать чудо природы в виде причудливых ледяных «сталактитов»- все было красиво и завораживающе. По ущелью, которому мы ехали (да и вообще по всей Грузии), виднелись остатки знаменитых сторожевых башнь. Сейчас, по словам Резо, их пытаются реставрировать. Наконец-то, прибыли в Казбеги, в бытность, большой поселок, чем город, хотя с оставшимися следами «былой славы», что особенно стало видно позже с высоты. Мы остановились в центре и начали выгружать вещи, отсюда открывался вид на знаменитый монастырь Святой Троицы Самеба, где одно время хранился крест Святой Нино. Я несколько раз видел его на различных сайтах, посвященных Грузии, но вживую это было намного грандиознее зрелище, даже с такого расстояния. Туда нам предстояло добраться на местных джипах – «Нивах». Поторговавшись с грузинскими «джипперами» и взяв три машины – две «Нивы» и один «УАЗ», мы загрузились и двинулись узкими улочками Казбеги, постепенно набирая высоту. Ехали где-то минут 30, дорога все больше становилась похожей на болото. Внезапно на одном из серпантинов передняя машина остановилась и после небольшой «перепалки», мы поняли, что грузины дальше не поедут, т.к. очень плохая дорога; хотя договор был, что они доставят нас к самому монастырю. Ну что ж «обидно, досадно, но ладно, ладно, ладно…».

Солнце припекало и мы, облегчившись от верхней одежды, начали подъем напрямик через лес вверх. Минут через 20 вышли на плато: справа – замечательный вид на монастырь, слева – не менее замечательный вид по хребту на перевал и вдали возвышался Казбек, куда и предстояло наше путешествие. Сделав привал возле оказавшегося здесь трактора, и устроив фотосессию, решили, что в монастырь зайдем на обратном пути. Первый подъем на хребет мы с Катей буквально «выскочили» и не спеша дальше пошли по хребту. Догнав нас, Андрей «пожурил», сказав, что идем быстро, и группа растягивается. Подождав остальных, двинулись все вместе, траверсируя и снова взбираясь на хребет. Постепенно «снежники» увеличивались, и становилось уже не так жарко идти. Надо сказать, чтобы избежать лишнего веса, я не брал «треккинговых» ботинок, а одел сразу высотные на два теплых носка. Мотивировал еще и тем, что если на высоте 2100 снега иногда до метра, то здесь тоже его должно быть не меньше; но снега возле монастыря не оказалось вовсе. Конечно, сначала было несколько жарковато в моей обувке, но все же не тащить с собой еще 1,5 кг . лишнего веса. Впереди нас на расстоянии получасового перехода двигалась группа грузинских восходителей, растянувшаяся очень внушительно. Через час наша группа «съела» двух отставших и «ринулась» далее. Все еще были более-менее свеженькие и поэтому шли довольно бодро. На одном из привалов нас догнала группка иностранцев с легкими рюкзачками и в кроссовках. Оказалось, что парни из Франции и США приехали со своими девушками в Грузию «прогуляться». Все время на горизонте виднелся и манил одной из своих вершин Казбек. Видимость в большую часть пути была неплохая и, казалось, что до вершины рукой подать, но расстояние в горах очень обманчиво и я знал: топтать снег еще минимум 2-3 ходовых дня. При подъеме справа от нас уходило вглубь Дарьялское ущелье, в котором текла одна из горных рек. Сейчас, правда, ее не было видно, но глубина ущелья вызывала легкий трепет. Снег, лед и камни создавали причудливые и очень красивые пейзажи. Да-а, красоту зимних гор трудно передать словами. Андрей показал нам вдалеке маленькую точку метеостанции, завтрашняя цель группы. Далековато!

Травка кончилась, пошли снега.
Наш первый лагерь.
Чай из снега...
Место просто райское.

Прошли очередной перевал и решили остановиться на ночлег. Ровных площадок оказалось не так много, все было занесено снегом. Наконец-то, отыскав несколько подходящих полянок, мы стали вытаптывать снег под палатки. Погода в этот день не особо огорчала: и солнце, и тучки, пролетал небольшой снежок, в общем, межсезонье. Поставив палатку и поужинав, мы еще немного поговорили и разошлись. В горах у меня, как впрочем, и у многих, всегда возникали проблемы со сном, поэтому предварительно я попросил у Иры таблетку «легкого» снотворного. Ира гостевала в соседней палатке, а мы с Андреем, зарывшись в спальники, начали подремывать. «Заявившись» где-то через час, наша «блудная дочь» угостила меня таблеточкой. И если до этого я хоть как-то подремывал, то после приема снотворного, сон прошел полностью. Так, разговаривая и забываясь в несколько минутном дреме, прошла ночь. Ночью начался довольно сильный снегопад, дополняемый порывистым ветром.

День 4

Бой будет завтра, а пока…
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.
В. Высоцкий.

Утро встретило нас снегопадом и порывами ветра – «дождались» наконец-то «погоды». «Мармотики» (так шутя, мы называли Сергея, Даниила и Ларису из-за палатки фирмы «Мармот») начали собираться и готовить завтрак одними из первых. Хотя по справедливости «мармотиком» правильнее было бы назвать меня, т.к. одежды этой фирмы на мне больше, чем у всей группы вместе взятой. Дело в том, что у ребят была мультитопливная горелка и они взяли с собой в качестве топлива бензин. Готовить же на бензине в палатке одно «удовольствие», а на улице из-за ветра получался довольно сильный перерасход топлива. Так и мучились они, закрывая горелку от ветра при приготовлении пищи всякими экранами. Снег стал прекращаться, и мы потихоньку начали собираться. Выход был назначен сразу на одно время, но в связи с погодой постоянно переносился. Даниил и Сергей оперативно сложили палатку, но тут внезапно начался просто сумашедший снегопад с порывами ветра, видимость упала практически до нуля (через день мы поймем, что это еще цветочки). Пришлось ребятам быстренько распределяться по двум оставшимся палаткам, хорошо, что еще не успели их собрать. Снегопад продолжался около часа, а затем постепенно успокоился.

«дождались» наконец-то «погоды»
Ира загребает утренний чаек.
Проснулись "мармотики"
<Мультитопливная горелка себя не оправдала.

На другой стороне большого кулуара, практически напротив нас, был вчера разбит лагерь грузинскими парнями, шедшими впереди нас. Пока мы сворачивались, они уже успели выйти на гребень и начали уходить вверх. Двинулась в путь и наша группа. Снега выпало довольно много, поэтому тропить приходилось «пухляк» почти по колена, а в самом кулуаре и глубже. Вообще «тропежка» снега – это довольно тяжелое занятие, очень быстро устаешь. Я уже знал «топтание» по зимнему Крыму, но ничего не поделаешь, пришлось и мне побыть в «лидерах». На крутом подъеме группа начала быстро растягиваться. «Мармотики» отстали не из-за своей медленной ходьбы, а скорее всего из-за того, что не имея опыта подобных восхождений, набрали много лишнего веса в рюкзаки и это теперь давало о себе знать, т.к. высота перевалила за 3000м. и было и без того трудно дышать. Позже попробовав рюкзак Ларисы, Андрей признался, что даже у него он был немного полегче, а какой же рюкзак по массе у Даниила? Во всей «красе» проявила себя Ира – из «слабого звена» она переместилась в хорошо идущего «середнячка». Оказалось, что Ира за несколько месяцев до восхождения в каком-то «модном» спортклубе «заставила» инструктора составить себе тренинг для путешествия и занималась по этой программе до «седьмого пота». Вай! Какая хитрая женщина!

Так как на гребне было довольно холодно и ветрено, пока собралась вся группа, то я уже успел немного промерзнуть. Было принято решение, что команда разделяется на две подгруппы: первая во главе с Андреем, вторую поведет Учитель. Ира решила идти в нашей группе вместе со мной, Андреем, Катей и Юрой. Во второй группе соответственно остались Сергей, Лариса, Даниил и Учитель. Надо сказать, что почти в каждом восхождении или треккинге основная группа впоследствии разделяется на подгруппы по темпу ходьбы и необязательно «медленноидущие» оказываются слабее, просто у них свой темп. Очень важно найти именно свой темп, а не стараться бежать за всеми, чтобы не отстать и чтобы не подумали, что ты слабее других. При восхождении на Эльбрус, например, во время акклиматизационных переходов несколько человек из «быстроидущих» впоследствии не смогли зайти на вершину, ребята же из второй подгруппы поднялись без особых проблем.

В общем, так и решили, и начали подъем. Шли мы по следам грузинских альпинистов, поэтому «тропежка» много сил не отбирала, хотя на плато ветер быстро заметал следы, и периодически приходилось прокладывать тропу. Погода менялась еще с большей проворностью, чем вчера. Наша подгруппа то сильно растягивалась, то вновь собиралась на привале. Так час за часом, двигаясь вверх и постепенно набирая высоту, мы подошли к последнему «взлету» перед сегодняшним финишем. Метеостанция уже «нависала» над нами своими угрюмыми стенами, но последний рывок «он трудный самый». Я снова стал во главе группы, все уже довольно сильно устали, а идти приходилось по обледенелым камням и без того ослабевшие от длительного перехода ноги, нужно было еще больше напрягать. Казалось, что идем уже целую вечность (хотя по времени прошло всего-то 30 мин.).

Тропежка по грузинским следам. »
Передовой отряд.
Каземат или Бастион?
Ура-а-а! Дошли до метеостанции.

Внезапно после очередного «бугорка» перед нами открылся огромный двухэтажный каземат бывшей метеостанции. Своими окошками она, как бойницами, ощетинались во все стороны, а формой мне напоминала подводную лодку. Ура-а, дошли! Остановимся немного на описании этого монументального по здешним меркам здания. Да, умели строить в свое время, тем более на такой высоте. За сколько лет метеостанция от серьезных климатических условий практически не пострадало, больше ему нанесли вред люди. Метеостанция давно не действовала, и долгое время стояла заброшенной, но затем несколько местных «предпринимателей» немного облагородили внутреннюю часть здания: разделили комнаты на меньшие, поставили деревянные «нары», застеклили окна и начала брать «дань» за ночевки. Сумма за каждого человека составляет довольно немаленькую сумму – 20 лари(12 долларов). Для сравнения хочу сказать, что в Тбилиси неплохой трехместный номер с душем, туалетом, телевизором и кондиционером нам обходился в 23 лари с человека. Но таковы реалии гор, потому что выбор невелик. Уставшие после длительного перехода, мы предпочли ночевку в приюте, вместо палатки, спасаясь от ветра и снега. Хотя температура в палатке, я думаю, при ночевке была бы повыше, чем в «отеле». Вечером термометр в комнатке показывал -2 гр., к утру воздух прогрелся до +2гр. Комнатка, где нас определили, размером приблизительно 2,5*3,5 м. и представляла собой два этажа сплошных «нар» с небольшим пространством возле двери и «буржуйкой», которая давно уже не функционировала. В общем, в тесноте да не в обиде. Попив чая из растопленного снега, я забрался на вторую полку и, зарывшись в спальник, наблюдал из окна за происходящим на улице.

С окна хорошо просматривалась большая часть нашего сегодняшнего пути, и видно было на плато нашу четверку, движущуюся уверенно к последнему «взлету» перед метеостанцией. Андрей пошел встречать ребят, а мы тем временем решили сделать чай к их приходу. Вообще-то, напоить горячим чаем пришедших позже тебя со спуска или подъема, считается как минимум правилом хорошего тона. Очень уставшие ребята подошли к метеостанции часа через два после нашего прихода и решили остановиться в другой комнате, побольше, поставить там палатку, чтобы теплее (кстати, очень верное решение). Сразу по приходу они совсем упали духом и сникли, сказав, что дальше никуда не пойдут – очень трудный был этот переход, да еще и ботинки у Дани оказались маловаты и подмерзали ноги. Трудности преследовали в этот день не только их, а и всех нас – мы устали не меньше. Грузинские альпинисты, которые все время «убегали» от нас, оказались молодыми студентами с Тбилиси, зашедшими сюда, на метеостанцию, чтобы снять какой-то фильм. Уж не знаю, про что будет этот фильм, но профессиональную камеру и треногу ребята затащили на самый верх. Практически все грузины, с которыми мы сталкивались, очень радушные и гостеприимные люди, готовы с радостью помочь в любом деле. Конечно, не стоит идеализировать этот народ, встречаются и среди них испорченные личности, но нам, к счастью, в основном попадались прекрасные «горцы». Вот и здесь, как только мы переступили порог метеостанции, тбилисцы, услышав русскую речь с небольшой осторожностью поинтересовались откуда наша группа. Узнав, что с Украины, радостно «кинулись» помогать мне снять рюкзак и рассказывать о своем переходе. Нет, никакой враждебности по отношению к россиянам я за время своего пребывания в Грузии не заметил, но к украинцам действительно прекрасные отношения.

Ира встретила в приюте своих знакомых с Киева, с которыми она ходила в какой-то поход или сплав. Мир тесен. Учитель также очень устал и, попив чая, прилег на первой полке отдыхать. В этот вечер он был особо неразговорчив. Поболтав и немного согревшись, мы решили приготовить ужин вместе на две палатки ( измученные Даня, Сергей и Лариса отказались от ужина вообще). Шутя и веселясь, как будто уже после свершившегося восхождения, договорились, что ужин готовим я, Юра и Катя, а Ира, наотрез отказавшаяся вылезать из теплого спальника – завтрак и обед в наказание. Готовка да и сам ужин прошел в «теплой, дружественной обстановке» (Ира даже выпила несколько глотков «чачи»), вроде, как и не было за спиной тяжелого подъема. Были и вкусный суп, и красная икра, и кисель, и многое другое. Присоединился к нам Даниил, от ужина он отказался, уже перекусив. Как могли мы его подбодрили. Ребята решили, что пойдут завтра за нами налегке, без рюкзаков, дойдут до ледника, где намечена ночевка, и вернуться назад, на метеостанцию.

Ко сну... готовы!
Сытые и довольные...
Красная икра... обычное дело.
В кают-компании метеостанции.

Сытые и довольные мы улеглись наконец-то в своем «номере». Ира «потравила» нас очередной порцией «Финалгона» (сильно болело колено после подъема). Завтра очередной переход поближе к главной цели восхождения – Казбеку…

страница 1 страница 2 страница 3 страница 4

Валерий

Карпаты
+38 095 616 49 69

Òâîé øàíñ ïîïàñòü â íà÷àëî ñàéòà è âûáðàòü ñåáå òóð ïî äóøå.