«Попсовый» Казбек.      Татьяна Нужный

День 7

И спускаемся мы… кто на год, кто совсем.
Что же делать и боги спускались на землю…
В.Высоцкий

Ночевка оказалась довольно морозной, температура в помещении держалась на уровне -3,-5 градусов. Выход намечался на 9 часов. Вчера грузины похвастались, что они выйдут в 7 час., но сумели проснуться только в 8. Нам, конечно, после вчерашнего не особо хотелось опять «тропить» и мы особо не торопясь, собирали вещи и готовили завтрак. Продуктов осталось много, и кто что хотел, то и ел. Позавтракав и запаковав вещи, решили начинать спуск, не дожидаясь никого, но поляки нас опередили и двинулись вниз впереди. Сегодня им довелось первыми прокладывать тропу, мы шли за ними, вскоре показались на спуске и грузины. Снега здесь было поменьше, чем на вчерашнем пути. Периодически менялись местами группы, то мы впереди, то грузины, то поляки. Так и шли все вместе одной большой компанией до линии снега, отдыхали тоже вместе. Погода оставалась такой же капризной: снег и солнце, тучи и ветер. Спуск прошел сравнительно быстро и вот уже возле впечатляющего монастыря Святой Троицы. Вблизи он выглядел так же величественно и красиво, как и издали. Купив несколько сувениров и открыток с видами монастыря в разные времена года, по крутой тропе начали спуск в Казбеги, где нас уже дожидался Резо.

Редкое единодушие в цветах.
Путь домой, к Резо к вину.
На фоне Казбека.
Вниз.. вниз... вниз.

Поздравив с удачным возвращением, и загрузившись все в одну машину, выехали на основную базу. На вечер был намечен праздничный ужин. В Гудаури, за время нашего отсутствия, снег порядочно растаял под теплым весенним солнцем. Приведя себя в порядок после горных «приключений», мы сели за праздничный стол, накрытый хозяйкой. Были и национальные блюда, и очень вкусный шашлык, и, конечно, грузинское вино. В общем, Резо и хозяйка показали свое грузинское радушие в полной мере. За столом звучали тосты и пожелания, производилась «раздача» футболок с логотипами восхождения и клуба, значки. Сертификатов о восхождении на Казбек мы не получили – не заслужили пока. Ира все в шутку огорчалась, что не получила сертификат, но ничего в следующий раз. Общались мы долго и душевно. Блаженная улыбка, блуждающая весь вечер на лице у Иры, свидетельствовала об этом лишний раз. За столом речь в очередной раз зашла о том, почему люди ходят в горы. Я честно сказал: «Не знаю». Конечно, можно долго рассказывать о романтике (которой на самих восхождениях совсем немного) и других пафосных вещах, но все это не то. Ведь в горах на самом деле очень тяжело, но все равно тянет многих назад в холод и грязь, тяжелый труд и неподъемные рюкзаки. Даня с Катей рассказали, что читали о том, что гипоксия по действию сходна с наркотическим опьянением. Может быть, поэтому и тянет нас назад в горы, хотя все слишком просто. Так за душевными беседами мы просидели до позднего вечера. Уставшие, и слегка захмелевшие от вина и разговоров, разошлись отдыхать. В этот вечер и возникла идея написать этот рассказ.

Монастырь Святой Троицы.
Внизу Казбеги
Резо готовит "суки".
Теперь мы одна команда.

День 8

Я жив, здоров и чувствую себя офигительно!
Что? Нет, я не пьян.

Проснулся я с противоречивым чувством: вроде тепло, уютно, не надо одевать на себя кучу вещей и тяжелый рюкзак, не нужно «нырять» по пояс в снег, задыхаться при подъеме, но именно этого как раз и не хватало, и стало немного грустно. Но грусть отошла на второй план, ведь впереди нас уже ждут экскурсии и «цивильный» отдых в Тбилиси. До отлета еще целых два световых дня. По телевизору российский телеканал передавал, что в Тбилиси начались массовые беспорядки, чуть ли не война. Но мы еще помнили, как «освещали» события на Майдане некоторые российские каналы. Тогда тоже сообщали, что у нас идут практически военные действия. Сразу начались звонки с Украины от родственников, но мы их успокоили. Позавтракав в последний раз в этом гостеприимном грузинском доме, сфотографировались на фоне окружающих гор все вместе, загрузили вещи в две машины и выехали в Тбилиси. Теплое весеннее солнце становилось все более жарким при спуске в долины, где уже вовсю зеленела трава и цвели деревья. За несколько дней были у нас и суровая вьюга, и слякотная весна, и практически теплое, еще не знойное лето. Вот здесь, наверное, и начинается романтика. Честно говоря, мне всегда нравится момент возвращения. Единственной небольшой неприятности у меня были обожженные и обветренные губы (где-то прозевал и не смазал обильно кремом), которые пекли и трескались. Но зато они напоминали о былых событиях и я ненароком улыбнулся.

Возьмемся за руки друзья.
Слияние Черной и Белой Арагви.
Крепость Ананури.
Радистка "Кэт".

Так и ехали мы, наслаждаясь и останавливаясь в наиболее интересных местах: слиянии «черной и белой» Арагви; в крепости Ананури, где фотографировались в папахах и с местными «колотушками»; Жваньском водохранилище, в котором сбросили воду метров на 20 во время прошлогодней войны во избежание диверсий. Часа через три мы уже подъезжали в Тбилиси. Поселились в довольно неплохом отеле какой-то боксерской ассоциации, привели себя в порядок и пошли на экскурсию по городу. К нам «приклеялась» экскурсовод Марина. По правде, как гид она не произвела особого впечатления, но все же показала нам большинство достопримечательностей. Я все «ныл» и предлагал пойти в знаменитые «тифлисские» бани, но за экскурсией и начавшимся дождем, поход в бани не состоялся. Даня, Сергей и Лариса отделились от нас после метро и путешествовали по Тбилиси самостоятельно. Настало время обеда, немного поздноватого. В одном из кафе мы решили заказать национальные блюда: суп харчо, хинкали, кебаб. Только Ира рискнула заказать первое блюдо под названием «чихиртма». И тут произошла почти невероятная история. Дело в том, что долгие годы в моей семье готовили оригинальное блюдо, которое у нас именовалось по простому «уксусовое». Варился бульон с курицей, затем мясо вынималось, разбиралось; бульон заправлялся яйцом со сметаной, все украшалось зеленью и подавалось вместе с соусом, состоящим большей частью из уксуса. Получается довольно вкусно, несмотря на кажущуюся простоту приготовления. Нигде я больше не встречал этого блюда и толком никто из семьи не знал, откуда оно пришло. Так вот наше «уксусовое» - это грузинская «чихиртма с курицей». Конечно, у нас вариант приготовления немного утрировался, но основные ингредиенты, внешний вид и самое главное, вкус совпадали практически полностью. Так, я раскрыл секрет своей семьи. Узнав об этом, ребята решили, что на следующий день обязательно попробуют это блюдо. Закончив поздний обед, мы, купив бутылку шампанского, по дороге в отель узнаем, что оказывается наша Ира не какой-то там «аудитор из Киева», а профессор, доктор экономических наук, преподаватель в Национальном университете им. Т. Г. Шевченко. Вот такие люди ходят в горы и с кем я жил в одной палатке все это время. Вечер прошел в номере отеля за бутылкой шампанского и оставшимся еще от встречи в аэропорту вином. Подошли Даня, Сергей и Лариса. Они успели побывать в банях и хорошо посидеть в их любимом тбилисском ресторане. Тут же я опять начал «ностальгировать» по баням и все решили, что завтра вместо экскурсий идем в бани. Закончили под песни В.В. Высоцкого, записанные у Дани в телефоне и спетые нами вместе. Даниил, Сергей и Лариса завтра с самого утра уезжали еще на несколько дней в Кахетию, в «винный тур». Мы попрощались. Я думаю, еще увидимся, мир не так велик, тем более для нас…

Леша раскрыл секрет семьи.
Вот это допью... и брошу.
Джигит с блондинкой.
Немножко сувениров на память.

День 9

В суету городов и потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться
В. Высоцкий

В это утро я проснулся с твердым намерением попасть наконец-то сегодня в серные бани. Вылет намечен на 7 часов вечера, так что целый день впереди. Поредевшая группа в составе шести человек была любезно приглашена Резо на завтрак в квартиру. Оказалось, что живут они с женой совсем рядом с отелем. Гостеприимство грузинской семьи опять выше всяких похвал. К чаю и кофе подали очень вкусный сыр сулугуни ( по вкусу совсем не тот, который продают у нас под таким названием), разные пирожные, но особенно всем понравилось варенье из инжира, которое вызвало настоящий восторг еще в Гудаури. Резо предложил провести для нас экскурсионную программу на машине в Мцхету – старинную столицу Грузии, находящуюся недалеко от Тбилиси. Все согласились и хотя бани, конечно, отменялись, но позже об этом никто не пожалел ни минуты. Были мы и в знаменитом монастыре, описанным еще М.Ю. Лермонтовым, в соборе в самой Мцхете, где впервые проведен обряд христианства Святой Нино, но самое грандиозное впечатление произвел на всех действующий монастырь Ионна Крестителя, находящейся в горах в 12 км . от Мцхеты. Даже Резо при поездке в этот монастырь сначала заблудился (был он здесь последний раз лет 20 назад). «Стены… Орлы…» - только и сумела произнести Ира в тихом восторге после осмотра монастыря. Орлов действительно парило высоко-высоко в небе над монастырем огромное количестве, как будто охраняя его с воздуха.

Как уже говорилось, достопримечательности я описывать не собираюсь, потому что рассказать на бумаге о монастырях и памятниках дело совсем неблагодарное. Это надо видеть и чувствовать атмосферу, которая царит в этих произведениях искусства, переживших десяток поколений. Вернувшись в Тбилиси, мы решили пообедать в том же кафе, что и вчера, и заказать «чихиртму». Но вышел прокол, в кафе не было газа, поэтому кроме кебаба ничего предложить не могли. Пока мы с Юрой и Учителем допивали пиво, ребята нашли небольшую «забегаловку» и заказали солянку – очень хотелось покушать горяченького. Подозрения возникли, когда нам принесли вилки. Попросив ложки, мы с трудом дождались трех вместо шести, а когда принесли блюдо, то совсем стало непонятно, что же это за «солянка». Оказывается, официантка плохо разговаривала по-русски и Андрей из ее слова «Соляни» понял как «солянка». Вот такой казус. Принесенное блюдо состояло из мяса в соусе и многими специями. Очень вкусно и остро, как и все в грузинской кухне. Покинув отель, Резо на машине подвез нас в аэропорт, попрощавшись и поблагодарив его за радушие, мы двинулись на регистрацию. Рейс задержался где-то на час, но перелет прошел спокойно и без эксцессов. В Борисполе взяли микроавтобус на всю группу и доехали без всяких приключений к вокзалу. Я и Учитель уезжали первыми на одном поезде, поэтому провожали нас всей компанией. Так и завершилось это увлекательное и очень познавательное путешествие, которое, я думаю, запомнится надолго. Да, мы не ступили на вершину, но ведь это не самое главное, это восхождение дало нам гораздо больше, чем просто «заход» на вершину – опыт и новых друзей. Опыт, который не купишь ни за какие деньги, который не заменит десятки прочитанных статей и отчетов, увиденных фильмов. Опыт, который станет полезным при дальнейших восхождениях и походах и, конечно, знакомство с замечательными ребятами, с которыми в эти восхождение просто нужно ходить. А вершины еще будут….

Мцхета. Место крещения Грузии.
Монастырь
Серные бани... в другой раз.
Свечу на удачи и на счастье.

Что дальше?
Домашние дела, друзья, работа на пределе,
А, в общем, жизнь вполне обыкновенная… Но…

Даниил, Сергей и Лариса вернуться на Казбек и зайдут на вершину без особых усилий. После Монблана, пика Ленина и других известных вершин, Даня подойдет к главной цели своей «горной» жизни – Эвересту…

С Ирой мы «пересечемся» на Белухе. Никто сначала не воспримет ее всерьез, но я то знаю потенциал этой загадочной женщины. И мало кто догадается, что через день академик, доктор наук даст фору всем участникам восхождения, дойдет до вершины первой и получит, наконец-то, такой желаемый сертификат…

Юра будет привозить с каждого своего путешествия тысячи замечательных фотографий и однажды ему позвонит главный редактор «National Geographic» и попросит сделать для их журнала серию фоторепортажей…

Катя все дальше будет уходить от медицины, водить группы в треккингы и на восхождения. Весть о присвоении премии «Лучший горный гид-женщина года» настигнет ее в холодной палатке на Памире…

У Сергея будут расписаны занятия по альпинизму и скалолазанию в школе поминутно. Построенный им скалодром не сможет вместить всех желающих и на спонсорские деньги будет возведен один из лучших в регионе центр по альпинизму…

У Андрея возникнут десятки новых идей, и все больше и больше людей будут заражаться «вирусом» под названием «горы» благодаря этому энергичному и целеустремленному человеку…

А я… Я хочу быть где-то рядом…