Грузия. Гудаури. Казбек.

«Попсовый» Казбек.      Татьяна Нужный

Казбек по-грузински звучит как «Мкинварцвери»(гора с ледовой вершиной). В этом рассказе я не буду описывать легенды о Казбеке, множество достопримечательностей вокруг - все это без труда можно найти на многочисленных сайтах и в путеводителях, посвященных Грузии. Я расскажу только о том, что мы видели, о самом восхождении, о замечательных людях, с которыми я познакомился, о своих впечатлениях и мыслях. В любом случае это описание не может претендовать на окончательный вариант, так как оно отображает только одну сторону из девяти, и у каждого участника команды остались об этом путешествии свои эмоции и воспоминания, свои переживания. Ведь все мы такие разные, но смогли объединиться в одну команду благодаря любви к горам и, конечно, клубу «Тропе» в лице Андрея Филиппенко.

Вместо пролога.

Очень часто профессиональные альпинисты с пренебрежением относятся к «коммерческим» восхождениям. Это, конечно, их право. Я не могу занять их позицию, потому что нахожусь, как и большинство посещающих этот сайт, на другой стороне «баррикад».

Казбек
Поселок Казбеги, ныне Степанцминда.
Казбек с перевала.

Горами я «заболел» довольно поздно даже для любителя и очень поздно для профессионала – в 29 лет. Первое время я пытался ходить сам, в основном по Карпатам, но в период подготовки и самих походов возникало очень много мелких несостыковок и ошибок (транспорт, Спорядження, питания, выбор маршрута). Хотя я перечитал десятки статей и очерков о походах, все они не смогли уберечь меня от практических ошибок. В итоге выходило, что большую часть времени у меня занимает решение проблем, абсолютно несвязанных с горами, а на сами горы время остается очень мало. Особенно проблематично было с транспортом, потому что нужно было подстраиваться под расписание автобусов и маршруток, а пересадки часто не совпадали, и приходилось подолгу сидеть в ожидании очередного транспорта. Если же брать такси одному, то выходило довольно дорого. Очень часто карты маршрутов не соответствуют реалиям и т. п. В итоге, после двух-трех не особо удачных походов, я «созрел» для похода в «коммерческой» группе. Впечатления остались положительными, и я решил продолжить тесное общение с этим клубом (тернопольским). После нескольких треккингов по Карпатам возникли мысли попробовать восхождения. Так как для профессионалов я не представлял никакой ценности, то пришло решение найти турклубы, занимающиеся восхождениями, в том числе и высотными. Так на горизонте возникла «Тропа». Многие думают, что, если заплатил деньги, то тебя обязаны чуть ли не вынести на вершину при любых условиях. Ошибаетесь, нагрузки и требования, я думаю, здесь не намного меньшие, чем у профессионалов и никто за тебя твой рюкзак нести не будет (если, конечно, это не спецвосхождения с портерами).

Держаться нету больше сил…

С «Тропой» у меня был «Новый Год на Роман-Кош» и «Эльбрус с юга». После годичного перерыва, связанного с рождением дочки, возник вопрос: какая же гора следующая? Для «семитысячников» я еще был не готов, остальные маршруты, имеющиеся на то время в «Тропе» не очень меня интересовали, но тут, зайдя в очередной раз на сайт, я обнаружил, что появилось несколько новых программ и среди них Белуха и Казбек. Про Белуху я мечтал давно, но все останавливало, что с украинской группой не пойдешь, а предложения в основном исходили от местных туроператоров на Алтае (непроверенных собственным опытом). Казбек был для меня тоже довольно интересной горой. Правда, Кавказ я уже видел, и хотелось посмотреть другие горные вершины, но большой плюс – это, конечно, сама Грузия. В общем, как в том анекдоте про «умную и красивую» обезьянку.

Решение принималось долго, настолько долго, что загранпаспорт переоформляли за несколько дней и билет на самолет я брал самым последним, дороже практически на 25% от остальных участников команды. Основным аргументом в «победе» Казбека над Белухой было восхождение в мае, а не в июле. Ждать еще почти три месяца совсем невтерпеж. Кое-что пришлось докупить из снаряжения, починить имеющееся. Ограничения по весу при перелете составляло 20 кг . багажа+ 6 кг . ручной клади, поэтому пришлось перешерстить рюкзак, да и, честно говоря, я уже знал, что лишний кг. на спине в горах на высоте превратится в пять.

Восхождение на Казбек (классическое) по сложности обозначено как 2Б, т.е. довольно легкое и считается «попсовой» горой среди профессионалов; но любая, даже самая «попсовая» гора может приподнести очень коварные сюрпризы и недооценка малейшего фактора может привести к печальным последствиям.

И вот настало время выезда…

День 1

Мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа…
В. Высоцкий

В этот день дорога заняла весь день, так что в пути было время подумать и собрать все свои мысли в единое. Перечитав много статей о восхождении на Казбек, я пришел к выводу, что зайти на гору в межсезонье (а май – это межсезонье) довольно непростая задача. Погода на Кавказе в это время может меняться каждые 20-30 минут (что впоследствии подтвердилось), но тем интереснее предстояло совершения восхождения еще и с учетом «окон» погоды.

Добрался на автобусе в Киев, затем в аэропорт «Борисполь». Вылет у нас намечался на 18.55, а в аэропорту я уже был в 16.00. Время было еще достаточно, погода замечательная и я сел на улице, с удовольствием наблюдая за этим «муравейником»: люди прилетали, улетали, встречали, провожали, в общем, суета да и только. Первого из участников нашей команды ( это выяснилось, конечно, немного попозже) я увидел Иру. Смотрю, идет женщина с большим рюкзаком, карематом и подумал, что этой тоже не сидится дома с родными, летит куда-то путешествовать, интересно знать куда, наверняка, ведь не в Турцию? Минут через 20 подошли Андрей (инструктор, он же директор турклуба «Тропа»), Катя (врач, медик группы, Дніпро), Юра (предприниматель, Винница), Сергей (второй инструктор, учитель физкультуры, г. Никополь) и Ирина (аудитор???, Киев),которую я уже видел. Таким образом, нас оказалось шестеро, трое киевлян вылетели дневным рейсом в Тбилиси и должны были ждать уже там. Так как регистрация уже началась, мы выдвинулись на оформления багажа.

При взвешивании вещей получился перевес почти 30 кг . В суматохе мы не сообразили раскидать эти 30 кг . каждому в ручную кладь. В итоге, «выторговав» 20кг. перевеса, Андрей заплатил 80 долларов лишних (на обратном пути мы были умнее). Так как я брал билет позже остальных, то в самолете оказался за несколько рядов от ребят, и место мне досталось самое «козырное» - возле прохода. Рядом со мной сидели путешественники, собиравшиеся совершить велопробег Тбилиси-Батуми ( их я, кстати, тоже видел в аэропорту).

В Борисполе
Привезли ужин и вино.. на шару.
За грузинскую землю...
Прорезаем глазки.

В самолете произошел немного забавный случай. Стюардессы начали развозить еду с двух сторон – спереди и с хвоста салона и именно на нашем ряду у той, которая ехала спереди закончились лотки, задняя же дошла до ряда за нами и, подумав, что мы уже с ужином, укатила на кухню. Сначала мы еще надеялись, что ужин все-таки привезут, ждали, но, поняв, что про нас попросту забыли, начали требовать свою «пайку». Извинившись, нам принесли лотки с едой. Впоследствии при перелете из Грузии, Ира шутила, что рядом со мной лучше не садиться, т.к. на мне заканчиваются все напитки и продукты. Так незаметно за «хлопотами» прошло 2 часа. При посадке, из-за сильного ветра, самолет немного «поколбасило», но со второго круга мы все-таки коснулись грузинской земли. Все с облегчением зааплодировали и дружно кинулись на выход к автобусам. Пожелав удачи велосипедистам, я один из первых прошел все бюрократические преграды и получил свой рюкзак. В радостной суматохе, забрав рюкзаки и сумки (как оказалось впоследствии не все ) и сфотографировавшись на память, мы вышли из зоны прилета. Здесь нас уже ждали ребята из Киева: Сергей, его младший брат Даниил и жена Даниила – Лариса. Они уже успели отметить свое прибытие в Тбилиси в одном из ресторанов и дружно угощали нас домашним вином. Также нашу группу встречал Резо – замечательнейший и радушный человек, который корректировал действия украинской команды в Грузии. Бывший альпинист, ныне заядлый сноубордист, без этого человека наше пребывание в Грузии было бы не настолько запоминающее. Здоровья тебе, Резо!

Но обо всем по порядку. Загрузив вещи в два микроавтобуса, мы выпили по стаканчику хорошего вина за прилет на грузинскую землю и выехали к месту нашего «базового» лагеря: отелю «У Резо» в Гудаури. Дорога заняла больше двух часов. Я ехал в машине Резо вместе с Сергеем, Даниилом, Ларисой и Ирой. Среди «достопримечательностей» в Тбилиси запомнилось ярко освещенное стеклянное здание полиции, построенное в неком «футуристическом» стиле. По словам Даниила с высоты оно напоминает форму наручников. Оригинально. Надо сказать, что впоследствии, практически в каждом грузинском селении, одно из лучших административных зданий принадлежало полиции. Наверное, такая национальная особенность. Немного поболтав и пропустив еще по стаканчику, мы в полудреме продолжили свой путь в Гудаури без особых приключений. Прибыли на место около двух часов ночи по местному времени. Приехав к месту дислокации и выгрузив вещи, мы расположились в этом уютном доме. Так как лыжный сезон уже закончился, то все комнаты были в нашем распоряжении. Мне досталась небольшая комната с двумя двухярусными кроватями. Моими соседями стали два Сергея. Во избежание путаницы в дальнейшем Сергея из Никополя я буду именовать почетным словом Учитель (безо всякой иронии и с большой буквы, потому что считаю, что таким и должен быть настоящий учитель физкультуры ). Хозяйка накрыла небольшой стол. Немного перекусив, уставшие после перелета и длительной дороги, мы разбрелись по комнатам для отдыха. Закончился первый, довольно непростой день, во время которого было преодолено тысячи километров на суше и в воздухе. У каждого из нас наверняка неоднократно проскакивала мысль: «Что же ждет впереди?» Но это «впереди» будет завтра, а сейчас пора спать.

День 2

Будет день и будет пища,
Жить не торопись.

Проснулись мы часиков в девять по местному времени(+1 час к украинскому). За завтраком Андрей вдруг выясняет, что не хватает одной сумки со Спорядженням и продуктами. Тут же начинаем сопоставлять багажные декларации и размышлять: то ли нам вообще не выдали эту сумку, то ли, взяв с ленты, мы в суматохе забыли ее забрать. Благодаря нашему доблестному «штатному» фотографу Юре, на фото команды в аэропорту мы увидели эту сумку возле тележки. В общем, мы попросту забыли багаж. Ну что ж очередная мелкая «неприятность», но Катя веселым голосом ободряет всех присутствующих: «Если плохо начинается, то дальше будет обязательно хорошо». Андрей с Резо собрались ехать обратно в Тбилиси, а у нас на сегодня намечена акклиматизационная прогулка налегке.

Так как Даня с Сергеем и Ларисой уже были в Гудаури в прошлом году, катались на лыжах и «досках», и соответственно немного знали эти места, то мы под их чутким руководством решили дойти до перевала, немного набрав высоту. Одевшись теплее, чем в Тбилиси, в куртки и брюки, прихватив шапки и очки, отправились в путь. А там… Вокруг сверкали снежными шапками горы, призывая нас на свои вершины. Снег успел сойти только в долинах внизу. Как только выходило солнце, начинали журчать ручьи и петь птицы (чаще всего, конечно, мы слышали карканье ворон), но буквально через десять минут солнце закрывали облака и начинал моросить дождь, а то и пролетать мелкий снег. «Радостная» кавказская весна.

Отель «У Резо» представляет собой снаружи неприглядное большое двухэтажное здание на фоне роскошных отелей и жилых «зимних» домов, расположенных вокруг и функционирующих только во время «лыжного» сезона, а сейчас пустовавшие. Но стоит зайти внутрь этого неприглядного дома и сразу же меняется облик. Конечно, здесь нет всяких изысков, но все необходимое для отдыха имеется: кровати, чистое белье, несколько санузлов с душами и самое главное – домашняя грузинская кухня, подкрепленная искренним радушием хозяев. О кухне будет еще разговор.

В общем, собравшись вместе вся группа, кроме Андрея, не спеша двинулась по знаменитой Военно-Грузинской дороге на Крестовый перевал (или перевал Джвари),можно даже сказать расслабленно. Фотографируя все вокруг и разговаривая, мы узнавали друг о друге все больше нового и интересного.

Даниил и Лариса успели зайти на Килиманджаро, были также вместе с Сергеем в трекке по Непалу, совершили множество других путешествий; любили кататься на лыжах, «досках» и квадроциклах. Все они занимались общим «семейным» бизнесом – мебелью.

Юра за свою короткую «горную» жизнь совершил также треккинг по Непалу, встретил Новый Год в Крыму; увлекался фотографией и можно сказать был «душой» компании: поддерживал беседу на любую тему с кем угодно.

Катя, врач, почти коллеги, недавно закончила академию. За ее спиной было несколько треккингов по Крыму, Кавказу, Карпатам, в том числе и зимних. В будущем, были планы стать инструктором по горному туризму и альпинизму.

Ира – самая загадочная участница нашей команды. На вопрос о месте работы, мы каждый раз получали разный ответ и «Это еще не все»- говорила Ира с хитростью. В общем, для начала назовем ее «аудитором из Киева». Удалось вытянуть информацию, что «когда-то, в молодости» она ходила в походы, но уже давно об этом забыла. Некоторые из нас (и я, конечно, тоже) в душе решил – «наше слабое звено».

Сергей – учитель физкультуры в школе г. Никополя, а в свободное время инструктор по альпинизму и скалолазанию. Фанат своего дела, строивший в спортзале скалодром и привозивший из каждой своей поездки большие!!! флаги стран, где он побывал. Один из самых опытных участников и инструктор по этому маршруту на лето.

В Гудаури
Прогулка на перевал.
Галлерие от снега.
Наш гостеприимный Резо.

Таким образом, гуляя и разговаривая, мы дошли до Крестового перевала, находящегося на высоте 2380м. По дороге мне запомнилось большое, почти завершенное здание отеля советской эпохи, которое так и не успели сдать в эксплуатацию; огромная смотровая площадка над ущельем в виде арки с великолепной мозаикой и конечно огромная масса снега по обе стороны от дороги, превышающий наш рост иногда в несколько раз. Я соскучился по горам, поэтому решил взобраться на небольшую вершину рядом с дорогой, а в это время возле ребят притормозил микроавтобус и сначала на английском, а потом и на русском их расспросили, кто они и не боятся ли путешествовать по стране, учитывая раздуваемые слухи о ситуации в Грузии. Оказывается - это были журналисты радио Грузии, и они приняли нас за иностранцев. А ведь мы и правда уже иностранцы. Перекусив на перевале, решили возвращаться, тем более погода начала портиться. По телефону Даня узнал от Андрея, что сумку они нашли, но на обратном пути в машину Резо заправили вместо бензина солярку. Так что они застряли неизвестно насколько.

Неприятности продолжались, хотя лично нас они пока существенно не касались. Вернувшись на основную «базу» и поужинав, мы разбрелись по комнатам пересматривать еще раз свое Спорядження. Вскоре вернулся и Андрей с Резо. Андрей распределил общественный груз и продукты на палатку. Палаток у нас получилось три, в каждой должно было жить во время восхождения по три человека (выходило два «мальчика» и одна «девочка») и соответственно каждый из участников, помимо своих вещей, нес еще 7- 8 кг . общественного груза и продуктов. Вес рюкзака у меня составлял порядка 23- 25 кг . Мне суждено было делить радости и горести восхождения с Андреем и Ирой. Все необходимое собрано, лишние вещи оставлены в отеле. Ну что ж завтра нас ждут «большие» горы и какое-то легкое волнение закралось в душу.